Подносный промысел возник в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Расписывались металлические изделия- подносы, сундуки, шкатулки. В 19 веке существовало несколько семейных артелей художников. Известны изделия мастерских Худояровых, Перезоловых, Дубасниковых. Демидовы старались развить подносный промысел. Была создана школа, где обучались живописи дети крепостных. Из Италии привозились гравюры, сюжеты которых переносились на подносы. Гравюры были черно-белыми, поэтому художники сами подбирали цветовую гамму. Именно с сюжетной росписи началась Тагильская роспись. Наряду со сложными живописными подносами, в Тагиле писали и цветочные композиции. "Маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стЦензура, листья. Особенностью тагильской росписи является "двойной мазок", когда на кисть набирается сразу две краски, что придаёт особый объём цветочному лепестку или листку.
Технологические особенности:
Металлическая заготовка обезжиривается, покрывается грунтом и эмалью, после этого художник расписывает поднос. Дальше поднос дважды покрывается лаком, что придает росписи - объем, глубину, и защиту. Цикл изготовления Тагильского подноса может занимать от 11 до 20 дней в зависимости от сложности лаковой росписи и формы подноса.